«Кто сзади, тот и виноват». Почему это «правило» при ДТП может не сработать

0 30

Когда происходит автомобильная авария, мнения участников инцидента бывают кардинально противоположными. В ход идут не только знания ПДД, но и негласные правила, но на самом деле все может быть очень неоднозначно, пишет Автобизнес.

«Кто сзади, тот и виноват». Почему это «правило» при ДТП может не сработать

Виктор за рулем уже более 15 лет, но участником аварии стал впервые. И пусть повреждения машины не сильные, но тот факт, что его назначили виноватым изначально, оставил неприятное впечатление.

Виктор: "Водительский стаж у меня составляет почти 16 лет, за это время было достаточно разных дорожных ситуаций, но аварий не было никогда. Все когда-то случается первый раз, как говорится, вот и меня это житейское правило не так давно настигло. Ехал себе, никого не трогал, и тут появляется дорожный "неадекват" на крутой машине и начинает из полосы в полосу перестраиваться и притормаживать при этом. Таких видел много, пытаюсь их избегать, пусть себе едет дальше, если с головой проблемы. Но этот не отставал, хоть я и перестроился в первую полосу и ехал довольно медленно. В салоне машины находились жена и ребенок, поэтому решил не мериться навыками вождения, которые у меня есть, и позволить водителю внедорожника почувствовать себя "победителем". Я уже думал, что инцидент исчерпан, как неожиданно водитель джипа появился справа, то есть объехал меня по обочине, без включения "поворотников" перестроился в мою полосу и резко ударил по тормозам. Удар означал пренеприятнейший факт – это авария, а значит, придется вызывать ГАИ и ждать.

"Водятел" джипа, по-другому назвать его не могу, попытался с разбега на меня наехать, мол, дистанцию соблюдать надо и прочее, но я позвонил по известному всем номеру и вызвал экипаж ГАИ. Это их прерогатива – разбираться в подобных случаях. На удивление патрульная машина Госавтоинспекции прибыла в течение 25 минут, инспектор стал сразу оформлять ДТП и чертить схему. Со схемой ДТП я согласился и спросил, какие у меня перспективы. На что услышал: "Ты был сзади, а кто сзади, тот, как правило, и виноват. Будем разбираться". Такое негласное правило я слышал еще со времен автошколы, но в корне с ним не согласен. Я просто не мог вовремя затормозить из-за невменяемых действий другого участника дорожного движения. Тогда почему именно я? Как мне выйти из этой ситуации не пешеходом?"

Про дистанцию

Открываем ПДД и читаем п.85, в котором сказано, что водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае его экстренного торможения или остановки, и необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движения с транспортными средствами или участниками дорожного движения, стоящими или движущимися по дороге, а также с техническими средствами организации дорожного движения (светофоры, отбойники и т.п. – Прим. Автобизнеса).

Так что метрами безопасная дистанция не определяется, и это очень важно применительно к рассматриваемому нами случаю.

Про "поворотники" и обочину

В ПДД сказано, что подача сигнала световыми указателями поворота не дает водителю преимущества (п.57.1 Правил). Это раз, и два – опережение по обочине совершать запрещено. Быть внимательным, вежливым, не создавать опасность для дорожного движения – это также обязанность водителя, регламентированная п.7.2 ПДД.

Так что водитель внедорожника еще до момента аварии собрал целый "букет" нарушений, что может сыграть не в его пользу.

Про обстановку

В Административном кодексе содержится такое понятие, как "создание аварийной обстановки".

Под ним понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения.

В нашей ситуации водитель джипа своими действиями вынудил другого участника дорожного движения принять меры по обеспечению собственной безопасности – применить экстренное торможение, а значит, такой водитель создал аварийную обстановку. Повреждение автомобиля кладем в эту же копилку.

Ответственность

Нарушения Правил дорожного движения, которые повлекли создание аварийной обстановки, влекут ответственность по ч.12 ст.18.13 КоАП:

Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет или без лишения.

"Будем разбираться" – это ключевое в словах инспектора ГАИ. Если при ведении административного процесса все факты, предшествующие ДТП, будут установлены, то судьба водителя внедорожника под большим вопросом. Негласное правило "кто сзади, тот и виноват" в современных реалиях не всегда работает.

Отсутствие видеорегистратора, конечно же, осложнит задачу по сбору доказательств, но никто не отменял выводы экспертов при назначении экспертизы. Она при ДТП, особенно спорных, назначается довольно часто. Главный вопрос при этом – имел или не имел водитель возможность затормозить, чтобы избежать аварии?

Помоги себе сам

Не нужно сидеть сложа руки. И хотя это задача инспектора ГАИ – осуществлять сбор доказательств, тем не менее закон не запрещает обратиться в Госавтоинспекцию с ходатайством опросить супругу или иного пассажира в качестве свидетеля.

При этом вовсе не обязательно делать это в письменном виде. Ходатайство можно заявить устно, и оно подлежит занесению в протокол и рассмотрению, а ответ в обязательном порядке должен быть мотивированным.

Источник: onlinebrest.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.